Меню сайта

Театр Около дома Станиславского

Рекомендовать 0 Не рекомендовать 0
Рейтинг театров в Москве
  • Адрес: Москва, Вознесенский пер., 9, стр. 1
    Сайт:
    Координаты (ш/д): 55.7582, 37.6044
    Телефон: +7 (495) 690-25-57
    Время работы: ежедневно, 13:00-20:00

    Описание:

    «Скажите, куда девается время в театре
    ОКОЛО дома Станиславского?»
    или
    ЧЕХОВ на облаке рай

    То, что Юрий Погребничко делает вот уже третий десяток лет в Москве, поражает. Сначала спектакли в театре на Таганке,потом в театре ОКОЛО дома Станиславского. И в театре на Таганке, и в театре, ОКОЛО на его спектаклях плачешь и смеешься от любви и нежности к его героям. Я до сих пор помню новаторские постановки «Я играю на танцах и похоронах», и «Странники и гусары» по текстам пьес А. Вампилова и А. Чехова и сожалею, что их не удалось сохранить для сегодняшнего зрителя..
    Юрий Погребничко открыл мне русского интеллигента, живущего в России, где, несмотря на смену эпох и режимов, никогда ничего не менялось потому, что Россия — это страна, которая никогда не принадлежала и, теперь уж ясно, не будет принадлежать себе. В театре Ю. Н. Погребничко сделал то, что А. И. Солженицын в литературе «Одним днем Ивана Денисовича». У Погребничко был свой Иван Денисович, долгие годы в роли Сарафанова, шныря и музыканта, блистал актер В. Прохоров, преждевременно ушедший из жизни.
    Погребничко показал, что Вампилова и Чехова, Островского и Достоевского, Гоголя и Шекспира можно увидеть вот так: в бараках, шинелях, телогрейках с крыльями ангелов, где нет места музыке, вытесненной шансоном и ансамблем песни и пляски Советской армии.

    Когда я иду в театр ОКОЛО дома Станиславского на его спектакли, я точно знаю, что после просмотра выйду другим человеком, ожившим, очистившимся. Потому что всякий спектакль Погребничко что-то меняет во мне, если хотите, лечит.
    Сегодня я в который раз прихожу смотреть Чехова.
    Чехов — это, в общем-то, не традиционный для России писатель. Он не из Гоголевской шинели, не из Слова о полку Игореве. Может быть, поэтому его так любят в Европе. Но мы-то живем в России. И пришли в театр особенный. Поэтому дождемся начала, а пока спектакль не начался, рассмотрим декорацию.
    Она не меняется от спектакля к спектаклю. Две двери по краям в глубине узкой сцены. Между ними — дощатый подиум, двухъярусная кровать с ведрами цветов, скульптура женщины с веслом, два пианино, одно из которых потом во время действия разобьет актриса О. Бешуля, играющая Аркадину.
    (Из дневника)"…В общем-то, это и не декорации. Это священный или бедный по П. Бруку, (можно сказать и так) театр. Иногда его еще называют маргинальным театром, как и самого режиссера. Считается, что темы, которые он поднимает в своих спектаклях, не соответствуют запросам времени — вот этого я никогда не мог понять! Поэтому, мол, такое искусство должно ютиться где-то на обочине — не согласен.
    Эту тему можно развить в следующий раз: в смысле, кому нужен художник или чей заказ он выполняет?
    …Почему-то вспомнилось ружье, как одно из правил драматургии, видимо, потому что на Юрия Николаевича это правило не распространяется. Правда, в «Сценах из деревенской жизни» он кладет на авансцену самурайский меч. Но тут дело не в том, что из самурайского меча нельзя выстрелить, просто деревня не та…
    Итак, НАЧАЛО, выходят несколько человек и вот первый текст.
    «Кто-то родился в семье с большой головой — решили — вырастет умным».
    Из одной двери появляется персонаж-утка, пытается снести яйцо, из другой — курица, ей почему-то не нравится утка, или то, что та пытается сделать прилюдно. Начинается ссора; появляется персонаж, похожий на Болванщика, из «Алисы в стране чудес» и колотит персонажей палкой, при этом делая зверское выражение лица.
    …А красивая пара красиво танцует танго…

    Спектакль «Забыть или больше не жить» развивает прежние темы. Как жить, если жизнь потеряла смысл? Почему за творчество нужно платить несоизмеримую цену? Что лучше: забыть прошлое, или помнить? Чтобы жить. Или не жить. Продвигаясь к зрителю, сцена воздействует, как обратная перспектива (Т. е. не я смотрю, а на меня). Для примера, начнем. с «Чайки». Люди, львы, орлы и куропатки..
    Все, что осталось нам от Константина Треплева,- любовь к театру, любовь к женщине, униженность таланта, — возникает в утонченной материи действия, которое строит режиссер по знакомым текстам Чехова.
    Длинных мхатовских сцен нет, да, словно бы и спектакля нет. Все сценическое время персонажи прощаются друг с другом. Жизнь, как ее понимает режиссер, не навязывает своих решений. Я как-то по-своему должен отреагировать, понять замысел о себе и постараться отстоять свое дальнейшее право жить.
    О, какие усилия здесь нужно приложить!..

    Едва начавшись, сцена Константина с Ниной переходит в сцену прощания: Нина уезжает в купеческий Елец.
    Актриса Э. Касьяник играет ненаписанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Она внутри тригоринского замысла. Запоминается ее крик- крик чайки, прощальный над пустынной гладью озера, где совсем недавно прошел ее дебют в спектакле Треплева, где начиналась их любовь.
    И где скоро Тригорин убьет ее.
    Это одна из любимых мифологем Погребничко: театр, которому продает душу актер, чтобы потом ее купил зритель. Но внутри пьесы существует два сюжета: один про Нину (Чайку), которая едет в Елец, другой про убитую Тригориным чайку. Т. е. внутри пьесы существует ненаписанный и несыгранный сюжет, который доигрывается сейчас, на наших глазах…Кровавый сюжет.
    Ю. Погребничко открывает нам другого Чехова.
    Чехов почему-то становится понятней без слов. Драматург без слов — звучит абсурдно, но это стало фактом феноменологии Погребничко. …Где часто смыслы рождаются от звука голоса, от шума, песен, от предмета, который обыгрывается актером.
    Странное дело — актеры. Они не осознают себя персонажами, потому что ни секунды не вживаются в роль. И текст произносят почти без интонации. Их как бы нет, но они здесь. В том, что происходит сейчас на сцене, мы можем найти ключ к разгадке режиссерских смыслов. Это акт, требующий духовных усилий со стороны зрителей.
    Когда Лопахин (Ю. Павлов) прощается с Варей (Т. Лосева), так ничего ей не сказав, не объяснившись, не сделав предложение — ледяным холодом веет от сцены. Это я совершенно серьезно: оба персонажа на наших глазах буквально заледеневают…В какой-то момент, кажется, что меняется освещение, хотя оно остается прежним, и перед нами стоят не живые люди, а два синих сугроба, — не хватает еще, чтобы пошел снег!
    Их существование на сцене и в том, что есть Чехов, и в том, что есть наша жизнь, так глубоко выстрадано, что понимаешь, ад - это не когда жарко, а когда невозможно спастись от холода, конечно, — это крайний Север…
    Совсем недавно я узнал об одной актрисе, с которой был знаком во время учебы в ЛГИТМиКе. В 35 лет выбросилась из окна гостиницы, на гастролях, в каком-то маленьком городке…Она не выдержала…Чего? Что ее убило? Система, которая ненавидит таланты, не дает расправить крылья. Да будь она трижды…такая жизнь, в которой выбрасываются из окон, режут вены, заболевают СПИДом, едут в Елец!.. Или это что —возмездие за лицедейство?..
    Неужели — судьба? Святой, когда его спрашивали, отвечал: «Судьбы у нас нет, веруем, что все Промыслу подчинено».
    Святые веруют. А актеры …, есть ли у них вера? Или лучше сказать, а нужна ли она им?
    На этот вопрос Погребничко отвечает: вера нужна. Только вот, во что человек поверит, зависит уже не от него самого, а от того (или тех), кто встретится ему на дороге. (Как герой из «Слова о насмешниках» в спектакле «Три музыканта и Марусечка»). Вот в этой-то встрече героя с проповедником и проявился, самый что ни на есть Промысел. Так, что решайте сами, можно ли жить без веры…
    В спектакле «Забыть или больше не жить» персонажам можно не обращаться друг к другу по имени; здесь, собственно, нет ни Маши, ни Треплева, ни Вершинина, ни Аркадиной, а есть то, что есть. Потому что судеб в этом спектакле нет, интрига в другом.
    В этом спектакле отсутствует время. Мне показалось, что и у Чехова его нет. Хотя внешне оно, конечно, присутствует. Причем, очень конкретное: рубеж 19-20 веков, когда существовали сословия, а каждый человек имел «свою рожу» (выражение самого Антона Павловича). Люди имели свою судьбу, жили в своих поместьях, в домах…Потом стали жить без поместий, ОКОЛО домов, потом ОКОЛО метро — там, где теперь и ходят в виде «Мебели», «Мобильных телефонов», «Итальянской обуви». Потом — снова в поместьях (но это уже ДРУГИЕ люди…)
    …Очень давно, в театральном ВУЗе веселый преподаватель истмата (кстати, парторг института). говорил: «Когда у человека появляется вера в Бога, он начинает осознавать себя, свое присутствие в мире». Серьезная мысль, хоть и высказанная материалистом.
    Значит, можно перестать быть обувью или мобильником.
    Но куда уходит время он не говорил. Может быть, его вовсе нет, не существует, как нет судьбы, а есть комоды, шкафы и белье?..

    «…Дорогой, многоуважаемый шкаф!..»- разве это не Чехов?! Так брат Раневской, Гаев, из «Вишневого сада», вернувшийся из-за границы, обращается к старому шкафу, встретившему его в прихожей…Или к кому-то, кто стоит в прихожей вместо мебели.

    Жить проходит за гранью чего-то: без чего человек — не курица, не птица, и - не заграница. «Черт дернул меня родиться в России с умом и талантом», — это не подвластно времени. Личность не востребована, мы вспоминаем о ней лишь по поводу или в связи. И в какой-то момент проваливаемся в трясину рефлексии. В самых важных отношениях с людьми у человека нет срединной полосы, а есть только начало и конец. Тут даже не надо хорошо приглядываться. Увидеть такое в театре — это значит понять, что ты еще не сумасшедший, а просто так вот у нас стало теперь, так мы живем…
    В сюжете с молодой парой студент с перепоя забывает о том, что был на свидании, пишет прощальную записку девушке. Извиняется, что не был. А где был?.. По сути, кусок его жизни выпал куда-то. И куда же, спрошу я вас, потом он делся?
    Длинными шагами меряет паренек чавкающую землю, не отдавая себе отчета, — зачем пришел сюда, зачем вообще живет?.. «Хлюп!.. Хлюп».- это ботинки его проваливаются в грязь. И жизнь его — туда же проваливается. На поверхности остается лишь лауреатский значок. А кому он нужен?
    Девушка (Мария Погребничко) в негодовании прогоняет уснувшего на свидании кавалера. Она в ярком рыжем парике и это верный знак того, что она-то уж точно знает, что станет актрисой. Осталось недолго до встречи с Тригориным, который увидит в ней лишь сюжет для небольшого рассказа. И за свой ярко-рыжий парик, за свое лукавство отправится она в купеческий Елец.
    За талант, за искренность, за любовь — лицом в грязь — плата огромная. И чем больше талант, тем больше плата. «А сейчас я в этом парике и должна сохранить себя и свое достоинство, — будто слышится в ее голосе, когда она обращается (или пишет) к своему обалдую. — Вы видите, как мне трудно, но прощайте, прощайте!…»
    Мы уже слышим крик ее Чайки и шум проходящего поезда, так часто звучащего в спектаклях Погребничко, в театре «ОКОЛО».

    Допустим, я решаю вопрос «забыть или больше не жить». А значит мне судить. Да ведь невозможно выбрать, не вспомнив о себе, о том, зачем жил, хотя бы так, для приличия.
    Сегодня каждый, вынужденно существует в стесненных формах жизни. Мы проигрываем себя по нескольку раз на дню, но что потом?.. Мы существуем в мире, в котором, почти не касаясь, причиняем боль друг другу. Как эти двое в танце. Достойны ли за это сострадания?. Конечно, но не получаем его. Как не получаем прощения.
    Здесь, на земле. А на небе?
    Точку в спектакле ставит песня «Облако рай» (из фильма — нет, не Феллини). Это единственное место, которое кажется мне чужеродным. Ну, какой, скажите, рай может быть в аду?!
    «Люди, львы, орлы и куропатки…», — это всегда было малопонятно в пьесе Чехова, но в спектакле «Забыть или больше не жить», обретает спасительный смысл, т.е. подводит к мысли о том, что существует нечто, что больше себя, что является Истиной и Любовью.

    Спектакли Погребничко утончаются, раз от разу становятся более поэтичными, а что важнее, простыми по форме. Образный строй в новом спектакле « Оккупация — милое дело. О, Федерико!» прост до умопомрачения — чего стоит, например, разделяющая зеркало сцены ровно пополам, цепочка от унитаза. Невиданный феномен простоты формы, мощная режиссерская атака на зрителя. Рассказ идет от лица женщины, детство которой прошло в Германии после Второй мировой войны и работающей в настоящее время уборщицей в общественном туалете…Много кино. Много смеха и слез. Режиссерский замысел, ассоциации создают образ послевоенного мира, разделившегося пополам, но, по существу, обе половинки являются двойниками одной системы. От чего, собственно, и страдает человек Погребничко.
    Музыки Нино Роты нет, на кадрах из фильмов Куросавы, Феллини — советские песни, они же в исполнении солистов и групп актеров театра. Война — это идущие, шагающие куда-то солдаты —они проходит по безграничным просторам Европы и завершают свой путь в Вознесенском переулке, у театра ОКОЛО дома Станиславского…Я смотрел этот спектакль дважды: на прогоне и на премьере.
    (Из дневника) «…То, что я смотрел на прогоне и сегодня на премьере — два разных спектакля по форме (две разных концепции). Это феноменально!..
    И все-таки, что такое присутствие актера на сцене? (которое режиссер декларирует, как основной принцип своей театральной идеи?)
    Оно — само по себе или все-таки подчинено режиссерской концепции? Если актерская игра подчинена концепции — это для актера ограничение, рамки. Тогда, до какой черты — присутствие, чем ограничивается? Или ничем т.е. безгранично — в метафизическом, а не поэтическом смысле».

    Погребничко ставит спектакли по текстам одних и тех же авторов всю творческую жизнь. Сам он объясняет свое нежелание читать новых авторов — леностью. Это, конечно, способ отделаться шуткой. На самом деле, в российской жизни, действительно, ничего не меняется, и на вечные вопросы до сих пор ищутся вечные ответы.
    Режиссер ставит один и тот же спектакль, постоянно совершенствуя форму. Где есть стиль, есть эстетика там они не могут не углубляться.
    Особенно это качество проявилось в спектакле «Ля эстрада» («Дорога»). Дорога жизни Юрия Погребничко с Востока на Запад и с Запада на Восток. Она не вмещается в скупые строчки «Википедии»: поражений и невзгод оказывается больше, чем хотелось бы. Любовь к театру переплавляет их в победу. И это блестяще воплощает Лилия Загорская, ведущая актриса театра. Медиумические способности ее проявляются в каждом спектакле. Когда она выходит на сцену, от нее уже глаз не оторвать, настолько она привораживает. Ждешь, что-то случится. И так оно и происходит. В спектаклях «Русская тоска», «Ля эстрада», «Оккупация»… она — лидер и смысловой центр.
    Иногда, кажется, что сделанное ею, выходит за рамки всякого театра. Да, за пределами театра существует другое пространство, куда устремлено ее сознание….И она выводит нас туда, на встречу с собой…«Ля эстрада» — самый горький спектакль Юрия Погребничко, ему удалось создать реальность, которая на глазах превращается в кошмарный сон!..
    В спектакле «Прощание в июне» (1976г.) было реальное прощание — молодые герои Вампилова шли своими дорогами в жизнь. Через 35 лет жизнь превратилась в кошмар! Как далеко мы ушли от себя, есть о чем сожалеть!..
    (Из дневника) «Забыть или больше не жить». Это ведь, как у Гамлета: «…Какие сны в том смертном сне приснятся?..»
    Может быть, поэтому мне не нравится «Облако рай?».

    И еще немного об актерах Погребничко. Они всегда сдержанны и не позволяют бурного проявления чувств… В конце концов, что такое жизнь? Перелистывание ГУЛАГа, трение множества энергий в пространстве. Духовное предполагает терпение. Эмоция — вещь дорогая, в нее еще нужно поверить. Актерам театра «Около дома Станиславского» я верю, о режиссере и говорить нечего.
    …Кажется, опять кто-то родился и уж точно с большой головой!


    Черновые записи:

    7.10.2011г. Премьера спектакля «Оккупация — милое дело. О, Федерико!»
    …То, что я смотрел на прогоне и сегодня — два разных спектакля. Две разных формы. Сюрреалистический спектакль. Сцена разделена ручкой и цепочкой от унитаза. Героиня рассказывает о своем детстве, прошедшем после войны в Германии. Два мира. Двойники. Оба спектакля имеют право на существование. Как две различные формы одного и того же. Будь моя воля, я бы показывал и тот, и другой — в очередь.

    7.08.20011г. …Актеры Погребничко — медиумы. Их способности позволяют увидеть новые пространственные связи в Чехове.

    5.08.2011г. …Театральное искусство Юрия Погребничко — кинематографично. Не потому, что режиссер включает кадры из фильмов в спектакль. Кино исследует реальность, уникальность проживаемого момента. Театр — тоже, уникальность придает само присутствие актера на сцене.

    12. 12.2010г. …Александр Вампилов выражал свое литературное кредо так: «Нужно писать о том, от чего не спишь по ночам». Что касается заработка…Вспоминается ответ испанского кинорежиссера Луиса Бунюэля, который на вопрос о том, как ему удается делать то, что он хочет, отвечал: «А вы согласитесь снимать фильм за 100 тысяч долларов?»

    «Около дома Станиславского» — театр внутренних форм.

    La Stalla… это репетиционный зал, сцена сгорела лет уже около десяти назад. И мэр города Москвы, и председатель СТД обещали разобраться, но рейдеры их не торопят — здание в центре города, земля дорогая, словом, не разобрались еще.

    Кинематограф исследует реальность, а не характеры. Характеры искать в спектаклях Погребничко — бесполезно.

    Отношения персонажей уже давно определены, отношения со зрительным залом тоже.

    Но, скажите, куда девается время? Есть ли оно вообще в спектаклях Погребничко?

    Сцену прощания Вари и Лопахина артисты Ю. Павлов и ….. так играют, что я вижу, как они заледеневают и превращаются в синий сугроб. М. б. это мое самое сильное театральное впечатление за последние годы.

    В спектакле есть персонажи всех пьес Чехова (и сцены хорошо сыграны), но лично меня привлек Треплев.
    …И этот ход позволяет нам видеть оба сюжета одновременно.

    Мизансцены Погребничко нужно изучать молодым режиссерам.

    Время —не исчезает, а проникает во все, что сопутствует нам в жизни, принимает прихотливые образы в наших снах, присутствует во всем.

    Эти люди не только играют социальные роли, но и являются ими…таблички с именами « Лопахин», «Ольга, Ирина, Мария», «Тузенбах», «Треплев»?

    «Дорогой, многоуважаемый шкаф!..» — это ведь Гаев обращается к кому-то, кто стоит вместо мебели. Над этой фразой ломал голову А. Эфрос, но так и не смог понять, что это у Чехова. Не смог, потому что он был человеком другой эпохи, когда слово человек, человечность означало то, чем являлось.
    А сейчас, скажите, кто это такое?..

    ОКОЛО Апокалипсиса в ГУЛАГе. «Люди, львы, орлы и куропатки…»

    Чтобы приблизиться к этому, театр и режиссёр проделали огромный путь. «Неси свой крест со смирением и веруй. Я - верую!..»

    16. 11.2011г. …Когда Ю. Погребничко поставит «Двойника» Ф. М. Достоевского?

    Алексей ИЛЮХИН, режиссер
    В данный момент Театр Около дома Станиславского не имеет рейтинга. Если вы уже посещали его, вы можете поучаствовать в создании рейтинга заведений Москвы, проголосовав "за" или "против", а также оставить свой отзыв на Театр Около дома Станиславского, и наши пользователи будут вам благодарны.
    Понравилось обслуживание в компании или наоборот, что-то не устроило? Оставь отзыв о компании на нашем сайте!

    Ближайшие Театры в Москве

    ГБУК Московский академический театр имени В. Маяковского

    ул. Большая Никитская, 19/13

    Театры
    Московский драматический театр Апарте

    Тверской бул., 8, стр. 1

    Театры
    Театр Геликон-опера

    ул. Большая Никитская, 19/16

    Театры
    Театр У никитских ворот

    ул. Никитская Большая, 23/14/9

    Театры
    Театр ТриЛика

    Тверской бул., 11, Дом-музей Ермоловой

    Театры
    Московские курсы театрального искусства

    Малый Кисловский пер., 6/5

    Театры
    Московский драматический театр на Малой Бронной

    ул. Малая Бронная, 4, стр. 2

    Театры
    Драматический театр имени А.С. Пушкина

    Тверской бул., 23

    Театры
  • Удобный поиск: все Театры на карте Москвы.
  • Отзывы

    Если Вы владеете дополнительной полезной информацией, то Вы можете опубликовать ее здесь. Мы и наши пользователи будут Вам благодарны.

    Читайте также:

    Все отзывы на огранизации в Москве


    Оставить отзыв

      положительный отзыв | нейтральный отзыв | отрицательный отзыв
    Ваше имя:
    Ваша почта:
    Комментарий:
    Мной прочитаны Правила размещения отзывов

Информация обновлена: 23.12.2015.